10 тёмных аспектов человеческой природы, которые подтверждены научно

Автор: Кристиан Джарретт (Christian Jarrett)
Источник: 10-psychology-findings-reveal-worst-of-human-nature

idea_sized-arbeit_schandet_-_georg_scholz.jpg

В течение многих веков остаётся актуальным вопрос о том, каковы же люди на самом деле — добрые, рассудительные и лишь немного несовершенные? Или же в глубине души мы настроены быть плохими, глупыми, праздными, тщеславными, мстительными и эгоистичными? На этот вопрос нет простого ответа, к тому же все люди очевидно отличаются друг от друга; но сейчас мы попробуем внести научную ясность с помощью десяти разочаровывающих открытий, которые обличают тёмные и не вызывающие восторга аспекты человеческой сущности.

Аспект первый. К уязвимым людям и меньшинствам мы относимся так, будто они менее достойны считаться людьми. Одним из самых ярких примеров этой вопиющей дегуманизации стало исследование с применением нейровизуализации, которое показало, что, когда небольшие группы студентов смотрят на бездомных или наркозависимых, они проявляют меньше связанной с гуманным отношением нейронной активности, чем при взгляде на людей с высоким социальным статусом. Другое исследование показало, что противники арабской иммиграции склонны считать арабов и других мусульман буквально менее развитыми, чем остальных. Среди других примеров имеются свидетельства того, что молодые люди дегуманизруют пожилых; и что мужчины и женщины одинаково бесчеловечно воспринимают пьяных женщин. Более того, склонность к дегуманизации начинается в весьма раннем возрасте — пятилетние дети считают лица из другой группы (например, из другого города или другого пола) менее человеческими, чем лица людей внутри группы.

Аспект второй. Согласно исследованию 2013 года, мы испытываем злорадство с четырёх лет. И это чувство усиливается в тех случаях, когда ребёнок осознаёт, что страдающий заслуживает своего несчастья. Более новое исследование показало, что к шести годам дети предпочтут платно наблюдать за наказанием провинившейся куклы, чем потратить эти деньги на наклейки.

Аспект третий. Мы верим в карму — то есть идею, что угнетённые люди заслуживают такой участи. Печальные последствия данного верования впервые были продемонстрированы в теперь уже классическом исследовании 1966 года, которое провели американские психологи Мелвин Лернер и Кэролин Симмонс. В том эксперименте испытуемым демонстрировали видеозапись процесса обучения, отснятую с участием нанятых для этой цели актёров, в процессе которого обучаемых за допущенные ошибки наказывали ударами электрического тока. Оказалось, что просматривающие фильм относились к «ученикам» гораздо хуже, если у тех не было возможности прервать урок и уйти, чем, когда такая возможность была и обучаемый ею воспользовался. Как написал сам Лернер: «Один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу…» С тех пор последующие исследования показали нашу готовность обвинять бедных, жертв изнасилования и больных СПИДом в их судьбе, чтобы сохранить свою веру в справедливый мир. Таким образом, вероятно, те же самые или схожие механизмы заставляют нас бессознательно смотреть на богатых людей сквозь розовые очки.

Аспект четвёртый. Мы ограничены и догматичны. Если бы люди мыслили рационально и непредубеждённо, то для коррекции чьих-либо ложных убеждений достаточно было бы просто предоставить соответствующие факты. Однако классическое исследование 1979 года доказало бесполезность такого подхода — участники, которые были ярыми сторонниками или противниками смертной казни, полностью игнорировали противоречащие их позиции факты, и становились ещё более уверенными в своей правоте. Судя по всему, это происходит отчасти потому, что подрывающие наше мировоззрение факты мы воспринимаем как угрозу целостности нашей личности. Даже осознание своей некомпетентности в каком-либо вопросе часто не помогает нам избежать этой ошибки; а завышенная оценка важности своего мнения относительно других удерживает нас от дальнейшего поиска информации.

Аспект пятый. Мы с большой вероятностью предпочтём удары электрошоком, чем проведём время наедине с собственными мыслями. Это было подтверждено неоднозначным исследованием 2014 года, в котором 67% мужчин и 25% женщин решили испытать на себе неприятные удары электрическим током, а не тратить 15 минут на мирное созерцание.

Аспект шестой. Мы тщеславны и самонадеянны. Наши иррациональность и догматизм могли бы быть не такими уж плохими, если бы находились в связке со скромностью и самокритичностью, однако в действительности у большинства из нас раздутое самомнение о собственных качествах и способностях, таких как навыки вождения, интеллект и привлекательность, — это явление было названо «эффектом Лейк-Уобегон» в честь вымышленного городка из популярной американской радиопередачи; в этом городке, как утверждалось, «все женщины — сильные, мужчины — красивые, а дети — талантливые». По иронии судьбы, наименее квалифицированные из нас наиболее склонны к самоуверенности — так называемый эффект Даннинга-Крюгера. Это мнимое самовозвышение особенно ярко проявляется в нашей оценке своих моральных качеств, таких как принципиальность и справедливость. Даже заключённые в тюрьму преступники думают, что они добрее и честнее, чем среднестатистический член общества.

Аспект седьмой. Мы — моральные лицемеры. Стоит с осторожностью относиться к тем, кто быстрее и громче всех осуждает моральные качества других, поскольку есть вероятность, что морализатор виноват сам, но относится к своим проступкам гораздо легкомысленнее. В одном исследовании психологи обнаружили, что люди, которые из двух разных экспериментальных заданий выбирали простое, склонных осуждать такой же выбор других участников, считая его несправедливым. Аналогично этому, существует давно изучаемый феномен «асимметрия актера и наблюдателя», который частично описывает нашу склонность приписывать плохие поступки других людей их характеру; тогда как вину за свои проступки они сваливают на обстоятельства. Эти корыстные двойные стандарты могут также объяснить распространённое явление возрастающей невежливости — недавнее исследование показало, что мы грубость от себя или своих друзей мы воспринимаем не столь резко, как грубость от незнакомцев.

Аспект восьмой. Мы все — потенциальные тролли. Любой, кто ввязывался в перепалки в Твиттере, подтвердит, что социальные сети могут усиливать некоторое из худших сторон человеческой природы. Отчасти это происходит из-за эффекта растормаживания в Сети, а также анонимности, которая, как известно, потворствует раскрытию нашей безнравственности. Люди, которые склонны к ежедневному проявлению садизма (процент которых тревожно высок) особенно предрасположены к троллингу; а опубликованная в прошлом году работа показала, что плохое настроение и воздействие троллинга со стороны окружающих удваивает вероятность того, что человек начнёт троллить сам. Фактически, изначально небольшие проявления троллинга в обсуждениях могут спровоцировать снежный ком возрастающего негатива — исследователи обнаружили это, когда на сайте CNN читали обсуждение, в котором сообщения с признаками провокации со временем появлялись всё чаще.

Аспект девятый. Мы симпатизируем неэффективным лидерам с психопатическими чертами характера. Американский личностный психолог Дэн МакАдамс недавно пришел к выводу, что явная агрессия и оскорбления со стороны президента США Дональда Трампа имеют «первобытную привлекательность», и что его «подстрекающие твитты» подобны «вызывающим» и «запугивающим» жестам альфа-самца шимпанзе. Если оценка МакАдамса верна, она хорошо вписывается в более широкое наблюдение: психопатические черты среди лидеров встречаются чаще, чем в среднем. В качестве примера можно привести опрос финансовых лидеров Нью-Йорка, который показал, что они имеют высокие оценки по признакам психопатии, но по эмоциональному интеллекту ниже среднего. Опубликованный этим летом метаанализ приводит к выводу, что и в самом деле существует умеренная, но существенная связь между высокими психопатическими признаками и достижением лидерских позиций; что важно, так как психопатия также коррелирует с худшими лидерскими способностями.

Аспект десятый. Нас сексуально привлекают люди с тёмными личностными качествами. Мало того, что мы выбирает руководителей с психопатическими наклонностями, ещё есть фактические подтверждения тому, что и мужчины и женщины по крайней мере для краткосрочных сексуальных связей предпочитают людей, проявляющих так называемую «тёмную триаду» личностных качеств: нарциссизм, психопатию и макиавеллизм. Одно исследование показало, что физическая привлекательность мужчины в глазах женщин возросла, когда его описали как корыстного, манипулятивного и равнодушного. Одна из теорий для объяснения этого феномена состоит в том, что «тёмные» черты успешно преподносят «качества партнёра» с точки зрения уверенности в себе и готовности рисковать. Имеет ли это значение для будущего нашего вида? Возможно, так и есть — в другой работе, опубликованной в 2016 году, было установлено, что женщины, которых больше привлекали лица самовлюбленных мужчин, имели больше детей.

И всё же падайте духом — все эти результаты ничего не говорят об успехе, достигнутом некоторыми из нас в преодолении наших низменных влечений. А способность к осознанию своих демонов даёт нам шансы успешно справиться с ними и взрастить своих внутренних ангелов.

Перевод: Александр Баженов, 2019
PDF: https://vk.com/doc14041118_486702669

Один комментарий

  1. Уведомление: Метапост | Matter and Mind

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s